Суббота, 20.04.2024, 13:43
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Самоучитель «Cakewalk SONAR 7»
Главная | Миди система | Регистрация | Вход
Меню сайта

          Что такое МИДИ звук или…?
   Идеей создания статьи послужило то, что многие музыканты не знают что это такое MIDI. Мне часто приходилось слышать такое выражение «фанера звучит как мидюха» и в последующем разговоре выяснялось, что человек, сказавший это, чётко представляет миди-информацию как звук. И я решил написать статью, в которой максимально просто с минимальной терминологией   вы узнаете о системе MIDI.    Итак, давайте представим себе большой симфонический оркестр. Он слажено исполняет какое-то произведение. И как же ему такому огромному механизму, состоящему из большого количества людей с разными инструментами, разным складом характеров, вкусов, удаётся прозвучать как единое целое? Ответ простой. Дирижёр взмахами палочки, эмоциями, движением тела передаёт настроение, темп и характер произведения музыкантам оркестра, так и миди-систему можно представить как связующее звено между вами, как дирижёром (какую ноту, в какое время, с какой громкостью, каким инструментом нужно сыграть), и синтезатором, как оркестром.    Прежде чем приступить к более подробному разъяснению, я хотел бы рассказать такой анекдот: «На сцене рок группа аккомпанирует двум гитаристам, старому и молодому. Молодой во время своего соло использует виртуозные пассажи, технически сложные приёмы исполнения и в награду благодарная публика купает его в овациях. А старый, в свою очередь, сыграл только одну ноту и публика также восторженно восприняла его игру. После концерта журналист задаёт вопрос старому музыканту:    - Почему молодой играл так технично, а публика восприняла вас одинаково? На что музыкант ответил:     -Он ещё ищет свою “ноту”, а я уже нашел».    Я неспроста рассказал этот анекдот, т.к. гитара является одним из сложнейших инструментов, который нужно прописывать с помощью миди- данных и в этом вы убедитесь потом. Итак, все мы знаем, что нажав клавишу на фортепиано, мы услышим звук, нажав ту же клавишу, но сильнее, а точнее быстрее, услышим этот же звук, но громче, а нажав несколько клавиш последовательно услышим мелодию. Давайте разберём весь процесс: от того какую клавишу нажимать и до того, что дойдёт до наших ушей.    1. какую ноту нажать    2. с какой скоростью и длительностью    Теперь разложим это на миди.    1. Миди это управление нотами звуков. Как это понять. Для того, чтобы прозвучала мелодия, нужно нажать определённую последовательность клавиш, чтобы услышать звуки нужных нот. Так вот, первое за что отвечает миди это звуки каких нот, в какой последовательности, ритме и длительности должны прозвучать, чтобы до нашего слуха дошла нужная мелодия.     Как известно каждая нота имеет свою частоту звучания что и отличает, к примеру, ноту «ре» от ноты «ре» другой октавы. Так вот, в отличии от механизма молоточка, передающего сигнал к звучанию струны на фортепиано, в электронных инструментах в роли включателя звука является миди-система, но она только включает звук, который был заранее записан. К примеру: миди-система может включить в нужное время мелодию на вашем мобильном телефоне, звук, который вы заранее записали. Я не зря привёл пример с мобильным телефоном, т.к. он тоже использует систему миди просто в электронных инструментах, а именно в семплерных синтезаторах можно запрограммировать на клавишу ноты, к примеру, «ля», записанную барабанную сбивку, а на «до» звук трубы. Вот и пролетела ваша мелодия, сыгранная на фоно «мимо кассы», т.е. на фоно прозвучит пианино, а на синтезаторе барабаны и труба. Вы спросите, а как же мы слышим узнаваемые мелодии, записанные по миди. Очень просто, существует определённый порядок расстановки звуков разных инструментов, так называемые банки звуков. Самым распространённым является GM (General Midi), он включает в себя полный звукоряд семплов звуков ста двадцати восьми инструментов: барабанов, гитар, фортепиано, духовых и т.д.    Семпл это звук одной ноты одного муз. инструмента. Звукоряд состоит из звуков нот «до», «ре», «ми»,  … из нескольких октав. Таким образом, миди-система даёт нам возможность с помощью нажатия клавиш нот играть звуком различных инструментов.    Теперь подведём первые итоги. Миди может включить звук любой ноты любого инструмента в нужное время, нужной длительности из банка звуков. Т.е. имеет включатели, а не звуки, подобно выключателю на торшере, включающего лампочку, кстати, таким образом, именно миди-система закрашивает буквы в караоке и включает световые эффекты на сцене, просто в место банков со звуками подключены световые приборы. Вы спросите: а что у осветителей тоже стоит клавиатура как на фоно. Нет, конечно. Ведь на мобилках тоже непохожая клавиатура на фортепианную, но там есть музыкальный редактор, в котором вы можете сами записать, хоть и одноголосую, но свою мелодию.    Контролеры миди. В прошлой главе разобрались, что миди-система передаёт информацию от музыканта к звукам нот определённых инструментов, как обычные выключатели, включая и выключая при нажатии и отпускании клавиш на синтезаторе, но это лишь одно действие из всей массы системы. Многие из вас уже не раз использовали файлы в midi формате для проигрывания на муз. инструментах,  в караоке, плеерах, на компьютере или на рингтонах мобильного телефона, но многие из вас могут даже не догадываться какую работу проделывает музыкант, записывая такой файл. Сейчас я попробую описать принцип команд в миди-файле. Вы, наверное, заметили, что при воспроизведении миди-файла звучат разные инструменты: гитары, флейты, скрипки и т.д. и звучат они не на одной громкости? А ещё вам, наверное, приходилось слышать, как играют на акустической гитаре, извлекая звук пальцами и медиатором, звук гитары при этом сильно отличается, хотя и остаётся гитарным. Так вот, миди-команды можно поделить на группы: 1.включатели нот. 2.включатели оттенков звучания. 3.включатели скорости темпа. Включатели нот отвечают за то, когда, какую или какие звуки нот и их длительность  будут звучать. Включатели оттенков называются  контролеры,  включают в себя информацию о том,  как будет звучать включенная нота, к примеру, каким инструментом, громкостью, мягкостью или наоборот жесткостью, с вибрато или глиссандо. Таких контролеров в миди-системе 128. Ну и, наконец, включатели темпа это контролер, отвечающий за скорость всего произведения или изменения скорости в нужных частях его. А теперь подробнее о контролерах. Давайте вернёмся к началу статьи, где говорилось о силе нажатия на фортепианную клавишу и о двух гитаристах. Так вот, охарактеризовать звук фортепиано можно лишь скоростью нажатия на клавишу. Когда гитарист «старый» может извлечь звук не только мягко или жестко, или с призвуком (флажолетом и др.), но и раскачивать уже взятый звук, изменяя его частоту (от ноты к ноте) и окраску по тембру (глухой, звонкий), именно за эти оттенки, от скорости нажатия на клавишу фоно до прекрасного исполнения одной ноты «старого гитариста», в миди- системе отвечают контролеры. Вы спросите, как же могут «обычные включатели» передать оттенки игры? Конечно, ответ на этот вопрос не прост, но, не вдаваясь в сильные дебри, я постараюсь это объяснить. Итак, для того чтобы измерить силу (скорость) нажатия на клавишу фоно, в электронных инструментах придумана такая система. На клавише эл. муз. инструмента стоит два включателя (на некоторых три, об этом позже). Первый из которых включается практически сразу при лёгком нажатии, а второй - когда клавиша опустится в самый низ, таким образом,  «инструмент» измеряет время между срабатыванием первого включателя и второго, это время очень мало, но достаточно, чтобы разделить от самого быстрого нажатия до медленного на 128 единиц. Например: средняя скорость нажатия клавиш, при умеренном исполнении музыкального произведения, составляет 60 - 100 единиц и изменяются они в зависимости от характера исполнения произведения. Остальные элементы характера изменяются дополнительными значениями, такими,  как изменение  высоты звука (глиссандо, вибрато) приводится с помощью колеса или джостика на клавишных инструментах, и имеют свои цифровые значения.    Вот список основных контролеров
 
 
 
 
О значении этих контролеров мы поговорим на практических занятиях.                                                                                     Миди каналы. Это ещё один механизм системы миди. Давайте рассмотрим партитуру оркестра народных инструментов.
 
 
 
 
Ноты каждого инструмента написаны на своей строке нотного стана, идущие параллельно с другими инструментами. Так и в системе миди имеется 16 каналов, каждому из которых присваивается  свой звук инструмента, кстати, постоянно присвоенным в General Midi являются барабаны на десятом канале, а остальные присваиваются музыкантом по желанию, т.е. в записанном миди-файле вы можете без труда поменять, к примеру, звук бас  гитары на звук контрабаса или вообще на звук трубы.
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz